Home /

Модернизация сельского хозяйства в Японии

Япония более известна в мире как мощная индустриальная держава, с развитой тяжелой промышленностью, электроникой и прочими. Однако, сектор сельского хозяйства Японии представляет собой очень интересный пример политэкономического развития и модернизации страны, нацеленной на повышение эффективности агробизнеса, но в то же время активной ролью государства в регулировании отрасли.

Ко времени осуществления реставрации Мэйдзи Япония была аграрной страной. Сельское хозяйство являлось основным источником материальных ценностей и экономического благосостояния. И в то же время оно было наиболее отсталой областью экономики. Лидеры новой элиты Мэйдзи понимали необходимость проведения модернизации аграрного сектора, которая и стала приоритетом государственной политики. После Реставрации Мэйдзи правительство усиленно старалось смоделировать структуру сельского хозяйства по западным  меркам на основе замены японского мелкомасштабного производства моделью крупных экстенсивных хозяйств, использующих технику.

Аграрные преобразования были проведены в 1871–1873 гг. одними из первых в ряду экономических реформ. Среди наиболее важных изменений следует назвать отмену феодальной зависимости крестьян, ликвидацию феодальной собственности на землю, введение системы купли-продажи земли, свободу выбора возделываемых культур, реформу поземельного налога, который заменил все существовавшие ранее формы феодальных повинностей и начал выплачиваться в денежной форме. Собственники земли платили государственный поземельный налог (3% цены земли в соответствии с земельным кадастром) и местный налог (1%), оба – в денежной форме.

Перед  страной встала новая, не менее серьезная задача – поднять уровень развития сельскохозяйственного производства. Началась практика приглашения иностранных специалистов, которые смогли бы на месте познакомить японцев с западными аграрными теориями и технологиями. Одновременно с этой же целью в ознакомительные командировки за границу посылали японцев, которые осваивали опыт развития сельского хозяйства в других странах. Государство, со своей стороны, начало импортировать образцы иностранной сельскохозяйственной техники и содействовать внедрению западной системы производства. Одновременно завозились семена и саженцы различных культур (в том числе и тех, которые ранее не производились в  стране), а также существовавшие за границей породы скота. Для того чтобы адаптировать иностранные технологии к японским условиям и разработать эффективные методы сельскохозяйственного производства, в начале 1870-х годов были созданы экспериментальные станции в Токио и в ряде префектур. Кроме того, были организованы сельскохозяйственные учебные центры – в Саппоро (где придерживались американских направлений в сельскохозяйственной науке), и Комаба (здесь в основном ориентировались на немецкие технологии). С этой же целью в 1870 г. было создано Бюро содействия развитию сельского хозяйства (Каннокёку), где в 1871 г. была открыта выставка западной сельскохозяйственной техники. В 1875 г. под руководством Бюро по развитию промышленности было начато ее производство, а с 1879 г. технику уже продавали и сдавали в аренду.

Для изучения технологии производства вначале японцы обратились к специалистам из Америки и Англии, но, обнаружив, что крупные экстенсивные хозяйства с механическими орудиями и машинами вряд ли смогут прижиться в японской действительности, они обратили свои взоры на немецких специалистов. Было принято решение пригласить экспертов из Германии, которые большое внимание уделяли изучению состава почв и применению удобрений, и где была очень хорошо развита агрохимия, да и площади хозяйств были не такие огромные, как, например, в США. В отличие от западных технических усовершенствований привозимые из за границы иностранные семена и саженцы, племенной скот и  минеральные удобрения в большинстве своем прижились на японской  земле. Именно в начальный период эпохи Мэйдзи были завезены в страну такие плодовые как яблоки и виноград, или такие овощи как белокочанная капуста, картофель, репчатый лук, томаты. Семена и саженцы распределяли для испытаний по разным районам, чтобы понять, где и что может произрастать. Так, стало ясно, что яблоням не подходят почвы в районе Кагосима, а оливковые деревья вообще не могут выжить в японском климате.

Результаты модернизации за первые десятилетия после проведения аграрных преобразований можно продемонстрировать следующими показателями. За период 1878–1882 гг. – 1908–1912 гг. общий уровень производства и производительности труда более чем удвоился (подсчитано в сопоставимых ценах). Обрабатываемая площадь за 1874–1905 гг. выросла на 28%, сбор риса и пшеницы за период 1978–1980 – 1981– 1890 гг. увеличился соответственно на 23 и 37%. Сбор коконов в начале ХХ в. вырос в 2,7 раз против показателей 1878 г., сбор чая – в 2,6 раз. Резко возросло производство шелка-сырца, особенно его экспорт, стоимость которого выросла за 1867–1892 гг. почти в шесть раз. В 1878–1882 гг. сельскохозяйственная продукция составляла около 74% всего экспорта. Поступавшие от ее вывоза денежные средства шли на оплату импорта необходимых товаров для других отраслей экономики. Не менее важную роль для развития экономики в целом играли и  средства  от  выплаты  поземельного  налога,  достигавшие  в  течение 1875–1892 гг. примерно 86% всех налоговых поступлений, которые  шли на  индустриализацию. Постепенно,  по мере быстрого  развития  других отраслей экономики, их доля естественно сокращалась, но и в 1908–1912 гг. составляла вполне значительную цифру – 43%.

Серьезные успехи развития сельскохозяйственного производства были получены, главным образом, интенсивными методами – улучшением сортов культур и модернизацией технологии их выращивания (в том числе применением минеральных удобрений, которые вначале привозили, а затем начали производить и в стране), что отразилось на повышении урожайности. Так, например, за 1878–1893 гг. урожайность затопляемого риса выросла на одну треть, пшеницы и ячменя – на 40%, батата – на 60%, картофеля – вдвое; среднее число яиц на одну несушку за 1927–1937 гг. увеличилось на 20%.

С конца 1920 года на базе Министерства сельского хозяйства начали проводить селекционную работу и выделять средства на исследования приоритетных направлений, определились научные учреждения, которые должны были ими заниматься. Первый селекционный японский сорт для производства риса на затопляемых полях был зарегистрирован в 1931 г. Постепенно работа сельскохозяйственной опытной станции расширялась, и от нее начали отпочковываться специализированные опытные  станции, например, гигиены домашних животных (в 1891 г.), чаеводческая (1896 г.), садоводства (1902 г.). Затем были созданы и другие научные учреждения – институт животноводства (1916), институт шелководства  (1911), комплексный НИИ продовольственных товаров (1934).

Неоценимый вклад в развитие новых технологий, выращивание наиболее продуктивных на то время сортов культур и пород скота внесло движение по распространению сельскохозяйственных знаний (его начало фиксируется с 1876 г.). Вначале это были обычные собрания крестьян, которые обменивались семенами, обсуждали различные производственные вопросы в стихийно создаваемых обществах – "ноданкай" и "хинсю коданкай", в 1890-е годы их начали называть "нодзикай" или "нокай" (сельскохозяйственные общества). Многих крестьян-ветеранов из этих обществ правительство привлекло к работе по распространению сельскохозяйственных знаний. А самые способные и талантливые из них были рекомендованы в качестве преподавателей в школу "Комаба" (в будущем – сельскохозяйственный факультет Токийского университета). Работа по распространению сельскохозяйственных знаний была возложена на префектурные опытные станции. Под их руководством с 1899 г. общества "нокай" начали работать уже на законных основаниях. Теперь они организовывались в каждой деревне. Возглавляли их официальные лица – старосты деревень или мэры городов. В известной мере участие в них было полупринудительным, хотя их и продолжали  называть добровольными.

Еще одним шагом на пути модернизации было создание кооперативных организаций, закон о которых был принят в 1900 г. ("Сангё кумиай хо", дословно – закон о производственных союзах). В целом они были созданы по западным образцам, на принятых в то время в Европе принципах кооперирования. Но в отличие от западных кооперативов "сангё кумиай", как правило, сочетали несколько видов деятельности и в них были объединены и крестьяне, и торговцы, и рабочие, и рыбаки, и  промышленники. Большинство из них были организованы в сельской  местности и в небольших городах, в которых, как правило, крестьяне составляли до 30% жителей. В 1923 г. был создан Кооперативный банк ("Норин тюо кинко") как полугосударственное учреждение. Централизованная система кооперативов была окончательно сформирована к 30-м годам прошлого века. Государство предоставляло кооперативам ряд льгот, но вся деятельность этих организаций проходила под его контролем. Эта политика подчинения кооперативов государству нашла свое логическое завершение в 1943 г., когда они, как и все другие виды сельскохозяйственных организаций в деревне, в том числе и "нокай", вошли в сельскохозяйственные ассоциации ("ногёкай"), которые фактически стали государственными органами управления в сельской местности.

Второй этап модернизации

В 1945-46 гг. в Японии началась земельная реформа. Всем землевладельцам и крестьянам разрешалось в среднем иметь не более 3 га земли. По префектурам эта величина разнилась, на Хоккайдо, где были более обширные площади, она, например, составляла 12 га, в префектуре Осака – всего 1,8 га. Все эти ограничения были введены с целью не допустить возврата к крупному землевладению паразитического характера. В настоящее время из-за того, что в течение  длительного времени (до начала 1980-х годов) переход земли был законодательно сильно ограничен, в стране не сформировались крупные фермерские хозяйства, которые могли бы экономить на масштабах производства, повышать уровень его эффективности и соответственно конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции. Земельная реформа в основном была завершена к 1949 г. Таким образом, в течение примерно двух лет была ликвидирована помещичья собственность на землю и создан слой мелких независимых фермеров. По своей радикальности, по мнению экспертов, земельная реформа в Японии не имела аналогов в мировой практике. Реформа имела не только экономическое, но и политическое значение, ибо был упразднен класс крупных землевладельцев. Реформа явилась базой для дальнейшей модернизации сельского хозяйства. Она благоприятно отразилась и на экономике Японии в целом, способствуя расширению внутреннего рынка как за счет роста производственного, так и личного потребления, особенно сельских жителей, доходы которых возросли.

Нельзя не отдать должное политике государства, направленной на модернизацию сельского хозяйства. В значительной степени за счет государственных средств создавалась производственная инфраструктура сельского хозяйства. Именно государство проводило работы по мелиорации земель, обустройству ирригационных каналов, строительству дамб. Не менее важна роль государства в кредитовании отрасли. Ссуды государственных кредитных учреждений выдаются под низкие проценты на длительный срок на условиях отсрочки платежа. Они, как правило, целевые: на покупку земли для расширения производства, приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, строительство хозяйственных помещений, выращивание плодовых деревьев, развитие животноводческих хозяйств. Одновременно государство субсидировало кредитные органы сельскохозяйственной кооперации для предоставления фермерам низкопроцентных целевых ссуд, оплачивая разницу между льготным и обычным для кооперативов процентом и гарантируя им оплату убытков в размере 50%. Примерно треть сельскохозяйственных кредитов занимали «ссуды на модернизацию сельского хозяйства». На конец 2008 финансового года государство обеспечивало около 40% сельскохозяйственных кредитов. Протекционистская политика государства в области сельского хозяйства (в частности, регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию и ограничение импорта более дешевой продукции) способствовала в течение долгого времени стабилизации и повышению сельскохозяйственных доходов и соответственно осуществлению фермерами модернизации отрасли.

Государство продолжает обращать большое внимание на развитие сельскохозяйственной науки. Исследования в области сельского хозяйства сосредоточены, в основном, именно в государственных (и префектурных) научных центрах, что значительно отличается от положения в этой области в развитых странах Запада и от ситуации в других отраслях японской экономики, где главную роль играют частные фирмы. Государственные НИИ, региональные и префектурные опытные станции не только ведут фундаментальные и прикладные исследования, но и занимаются семеноводством и племенной работой. Частные фирмы преобладают только в семеноводстве овощных культур и селекционно-племенной работе в птицеводстве. Большая научно-исследовательская работа как теоретического, так и практического характера ведется также и на соответствующих кафедрах государственных и частных университетов. Техническое оснащение научной работы в стране и сами исследования ведутся на уровне современных мировых стандартов. По некоторым подсчетам, доля расходов на НИОКР всех научных учреждений в области сельского, лесного и рыбного хозяйства в конечной продукции этих отраслей за 1960–1980 гг. выросла почти в четыре раза.

Хотя растениеводство и продолжает играть главную роль в стоимости сельскохозяйственной продукции, резко выросла доля животноводства: только за 1950–1960 гг. его удельный вес повысился более чем вдвое (с 7%, которые оно занимало и до войны, до 15%), а c 1980 г. cоставляет примерно 30%. Практически только после войны в стране было налажено в промышленных масштабах искусственное осеменение животных, которое распространено достаточно широко. Фактически заново было создано производство сельскохозяйственной продукции в закрытом грунте – овощеводство, плодоводство и цветоводство, в том числе с использованием методов  гидропоники. При становлении этого производства японские специалисты изучили эту отрасль сельского хозяйства в странах, где она была наиболее развита, например, в Голландии. По площади защищенного грунта Япония занимает одно из первых мест в мире. И она постоянно расширяется.

Для модернизации сельского хозяйства страны исключительно много делает Государственная служба по распространению сельскохозяйственных знаний. Она играет главную роль в области внедрения достижений науки и техники в сельскохозяйственное производство, в подготовке и повышении квалификации работников аграрного сектора. Преподавание сельскохозяйственных дисциплин начинается в средних школах второй ступени, которые в большинстве своем находятся в ведении префектурных управлений. Для повышения квалификации фермеров и руководителей отрасли при министерстве сельского хозяйства функционируют Центр технического обучения и Высшая школа работника сельского хозяйства, на местах – высшие префектурные школы, получающие государственные субсидии. При Всеяпонской cельскохозяйственной палате открыт Центр помощи вновь начинающим заниматься сельским хозяйством. Агропропаганду ведут научные работники префектурных управлений и сельскохозяйственных опытных станций и агенты по распространению знаний (на местах им помогают и служащие кооперативов). Составная часть работы агентов – подготовка молодежи для ведения современного сельского хозяйства. Технические консультации и рекомендации по новым технологиям дают также сотрудники частных  фирм, которые поставляют деревне технику, сортовые семена и саженцы, молодняк, племенную птицу и т. п.

Именно реализация достижений НТП, важнейшего рычага развития производства на современном этапе, явилась одной из главных основ модернизации сельского хозяйства в послевоенный период. За два-три десятилетия оно превратилось из отсталой, основанной на ручном труде отрасли во вполне современную сферу экономики. В растениеводстве начали использовать, главным образом, сортовые семена, в животноводстве – разведение элитных пород скота и птицы, что привело к росту продуктивности. По урожайности ряда культур и продуктивности скота и птицы Япония входит в первую десятку стран. Механизация и химизация производства, применение трудосберегающих технологий, специализация производства и пр. привели к значительному росту производительности труда. Качество японской сельскохозяйственной продукции высоко ценится за границей.

В то же время все еще остаются проблемы, которые ждут своего решения. Среди них можно отметить недостаточный уровень сельскохозяйственного производства, который покрывает лишь 40% потребности населения в продуктах питания, а также низкий уровень сельскохозяйственных доходов фермеров (они начали снижаться, прежде всего, из-за замораживания с 1980-х годов цен на сельскохозяйственную продукцию, которые выплачивались производителю). В основе этих проблем лежат как объективные причины и прежде всего, незначительные размеры обрабатываемой площади и нехватка  молодой рабочей силы. Однако сегодняшние власти все еще не дают добро на покупку земли промышленными и торговыми компаниями для ведения сельскохозяйственного производства.

 

Улукман Мамытов

Статья является результатом обработки книги "Япония: Опыт модернизации" Института востоковедения РАН и фонда The Japan Foundation, 2011 г.

 

Похожие статьи