Home /
Почему Кыргызстану нужна железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан
Зачем нужна железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан
Есть, как минимум, две причины, почему Кыргызстану нужно заняться строительством железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Во-первых, диверсификация. Последние несколько лет показали, что несмотря на общее Евразийское экономическое пространство, у Кыргызстана все еще остаются высокие риски по блокированию транспортных путей со стороны северных соседей. Евразийскому Союзу все еще необходимо работать над гармонизацией отношений между своими членами. А пока это будет в процессе, Кыргызстану необходимо начать строительство некоего "Южного потока" (по аналогии с "Северным потоком-2", который Россия реализовывает в обход соседей, блокирующих газовый транспортный коридор в Германию). Во-вторых же, как показывает мировой опыт, масштабное инфраструктурное строительство может дать хороший толчок для развития экономики, особенно в периоды кризиса и при "низком старте" (подробнее об эффекте низкой базы здесь).
В предыдущей статье приведен хороший пример, как мощное инфраструктурное строительство в 1930-е годы под управлением Reconstruction Finance Corporation помогло США вырваться из Великой депрессии и заодно застроить часть страны. Германия смогла тоже вырваться из кризиса и сделать мощный экономический рывок в 1930-е годы, когда запустила строительство автобанов по всей стране, то есть через инфраструктурные проекты, профинансировав их через долговые ценные бумаги (затем развивая это в систему векселей MEFO). Многие слышали, как Китай мощно развил свою систему автомагистралей и, вообще, инфраструктурное строительство, что также дало мощный эффект для развития экономики. На это же будет делать ставку в ближайшие годы и Россия, у которой просто колоссальные возможности по инфраструктурной застройке страны (где должны бы поучаствовать и наши, получив опыт в настоящем проекте).
Нашей же стране стоит присмотреться к Японии, где тоже много гор, и которая уделяет огромное внимание развитию горных инфраструктурных проектов, включая строительство дорог, мостов, каналов и плотин. Кто путешествовал по Японии видел, насколько развита горная инфраструктура в этой стране. Японцы смогли свои высокие риски сейсмичности, наоборот, превратить в преимущества, уделив этому важное внимание и развив свою горную инфраструктуру. Помимо снижения природных рисков, это дало и огромный экономический эффект, позволив развить, наверное, лучшую в мире горно-инженерную службу, соответствующие науки и технологии, создав множество локальных рабочих мест, создавая спрос на соответствующее оборудование и давая толчок к развитию местной инфраструктуры и смежных отраслей экономики.
Горному Кыргызстану так же будет полезно развивать горное направление экономики, создавать локальные рабочие места и готовить научно-инженерные кадры для обеспечения горной экономики. Это не означает приоритет разработки наших природных ресурсов. Целью должно стать развитие горной инженерно-строительной инфраструктуры, включая строительство дорог, мостов, плотин и прочих инженерных объектов для обеспечения лучшей транспортно-логистической коммуникации для развития экономики, для минимизации рисков природных катаклизмов и для создания множества рабочих мест, особенно в регионах и особенно инженерно-технического направления. Причем, очень важно развивать это направление самим, не отдавая иностранным компаниям. Иностранные компании могут привлекаться, их опыт и технологии нужно использовать, однако управлять развитием этого направления необходимо самостоятельно. Помимо занятости и опыта, это позволит развивать и смежные отрасли экономики, например, последуют большие заказы производителям стройматериалов (бетон, цемент и прочее), будет развиваться гидроэнергетика, логистика, улучшится горный туризм и так далее. И одним из поводов для развития такого горного кластера будет являться разработка и строительство горной железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Строительство горной железной дороги - это сложный проект, но, во-первых, как показывает мировая практика вполне реализуемый, а, во-вторых, уверенный рост идет под нагрузкой. То есть сложность проекта должна заставить мобилизоваться и настроиться серьезно, полученный опыт будет бесценен для дальнейшего развития страны.
Что касается важности самого железнодорожного транспортного коридора Китай-Кыргызстан-Узбекистан, то, вообще, его потенциал еще далеко не раскрыт. Традиционно этот маршрут не был развит, тем не менее, он представляется довольно многообещающим, учитывая, что Китай ищет дополнительные пути по транспортировке своих грузов в Южную Азию (Пакистан, Афганистан, Иран и т. д.). Традиционные морские пути находятся под контролем военно-морских сил США в Индийском океане, а отношения между Китаем и США, как мы видим сегодня, все больше портятся. Помимо этого, еще не налажен транспортный коридор Индия-Средняя Азия, а Афганистану, например, с его низким стартом требуется развитие, а там открыты огромные залежи полезных ископаемых. Этот же путь Кыргызстан может использовать как для диверсификации своего экспорта, так и для транзита товаров Евразийского Союза на юг.
Откуда взять деньги
На этом вопросе разработка аналогичных проектов часто и останавливается. Между тем, не все так сложно. Во-первых, есть предположение, что серьезная разработка проекта вовлечет также и внешние политические заинтересованные стороны. Во-вторых, можно проработать механизмы привлечения частных внутренних инвестиций и сбережений. В-третьих же - и это самое важное - самым надежным способом финансирования такого инфраструктурного мегапроекта будет проработка новой двухконтурной денежной модели на основе опыта той же Германии с MEFO, итальянских миниботов и японского "оконного финансирования". Для этого необходимо создать новые финансовые долговые инструменты - некие криптосомы, как это описано в одной из предыдущих статей, которые необходимо использовать исключительно в рамках этого проекта без вывода криптосомов на открытый рынок. Механизм комплексный, но вполне решимый при условии технической проработки взаимозачетов между субъектами проекта.
Пример вкратце. Учитывая модель японских конгломератов кейрецу, необходимо будет создать ядро из нескольких банков и компаний, которые будут брать криптосомы к зачету. Банк будет выдавать кредит цементному заводу в криптосомах (безналично), цементный завод будет расплачиваться со своими поставщиками так же безналично в криптосомах, оплачивать все свои налоги (в том числе и налоги не в рамках этого проекта) так же в криптосомах, оплачивать электроэнергию и другие услуги в криптосомах и так далее. Проблема будет только в импорте зарубежного сырья и технологий, а также в заработной плате. Поэтому частично валюта и обычные сомы будут необходимы, однако, это будет существенно минимизировано за счет проработки механизмов взаимозачета, что банки уже умеют делать, ежедневно используя безналичные расчеты. Соответственно, валюта и кыргызские сомы потребуются либо как вклад внешних заинтересованных сторон, либо на основе долгового финансирования. Главное, что это будет разово, а постоянное обслуживание будет осуществляться на основе внутренних ресурсов. Также стоит отметить, что часть заработной платы можно будет выдавать некими продуктовыми картами, как это описано в предыдущей статье, что поможет простимулировать пищевые отрасли экономики. По сути, кто интересуется прогнозированием будущего, то это будущая модель экономики (сюда же относится система социального рейтинга), поэтому Кыргызстану стоит начать тестировать это самим, пока нам не навязали внешнюю систему.
Третий способ - самый надежный и важный для будущего развития экономики КР на основе новой модели экономики, которую необходимо серьезно рассмотреть в нынешнее кризисное время, когда весь мир ищет новые модели стимулирования своих экономик, в условиях, когда старые модели начинают давать сбой во всем мире. Неизвестность будет пугать нефинансистов. Однако, во-первых, есть зарубежный успешный опыт, как это можно реализовать, какие финансово-организационные механизмы использовать. Во-вторых, необходимо использовать пилотный подход и управленческую методику PDCA, позволяющую анализировать результаты и корректировать дальнейшее развитие проекта. И, в-третьих, выпуская криптосомы, государство не проиграет, а наоборот выиграет, простимулировав все смежные отрасли экономики, а в нужный момент просто ликвидируя долг как это постоянно делает американская финансовая система, например, по программе TARP после кризиса 2008 года.
Как все это реализовать
Снова вкратце. Для реализации такого проекта необходимо взаимодействие нескольких крупных игроков под государственным управлением. Для этого необходимо будет использование госпредприятий по сингапурскому образцу либо на основе государственно-частного партнерства, но в рамках соблюдения целей настоящего проекта. Важно будет выстроить подобие японских кейрецу для тесного взаимодействия основных игроков по проекту, для оптимизации логистических цепочек и для отработки взаимозачетов по криптосомам. Основное ядро субъектов проекта будет выстраивать отношения с более мелкими поставщиками, давая им заказы и помогая им развиваться.
Вообще, взаимодействие всех этих экономических субъектов, накопленный опыт и отработанные логистические цепочки позволят всем им лучше подготовиться к дальнейшей экспортной деятельности. И такую цель также надо ставить перед настоящим проектом - компании должны окрепнуть и подготовиться к дальнейшей экспортной деятельности, став локомотивами кыргызской экономики (подробнее здесь). Например, цементный завод должен инвестировать полученную прибыль от проекта в качество своей продукции, улучшать производительность и выходить на экспорт. А, например, поставщик пищевых продуктов (для строителей и по зарплатам) инвестировать в новые пищевые технологии, включая биотехнологии, и оборудование и так же повышать свою конкурентоспособность, как это делают японские компании.
Необходимо использовать пилотный подход с минимумом рисков и с учетом управленческой методики PDCA - постоянного улучшения и совершенствования модели. Необходимо надлежащее управление рисками для стабильности проекта.
При местных администрациях целесообразно будет создание локальных компаний, которые будут заниматься последующим постоянным обслуживанием построенных объектов, создавая рабочие места для местного населения. Они будут заниматься не только горно-инженерным обслуживанием, но также и координировать строительные, пищевые и логистические операции в рамках проекта - работы хватит всем, ее будет много.
Очень важно будет выстроить систему обучения в рамках проекта, скажем, на базе академии госуправления, которая может заниматься теоретической проработкой проекта, изучать опыт зарубежных стран, обучать разных специалистов в рамках проекта, включая и выездное обучение местных работников. Она же может заниматься маркетинговым продвижением проекта, то есть рассказывать населению о его важности, визуализировать и показывать, что и как будет достигнуто в результате реализации такого проекта.
Вообще, реализация подобного Южного потока позволит накопить огромный опыт в реализации других крупных горных и прочих инфраструктурных проектов, так сейчас необходимых Кыргызстану. Кыргызстан - горная страна и крайне важно превратить это транспортно-экономическое неудобство в плюс, развивая горный кластер, развивая горные инженерно-технические отрасли экономики и создавая рабочие места в этих отраслях. Нужно, чтобы местное население не покидало регионы, а находило там хорошую интересную работу, необходимо обеспечить их всем необходимым для этого. А для этого нужен государственный подход, так как частные компании туда не пойдут. И реализация такого мегапроекта придаст уверенности для других не менее масштабных проектов по улучшению нашей страновой инфраструктуры. Только так мы сможем застроить Кыргызстан и улучшить его инфраструктуру, в том числе и для развития экономики (например, туризма).
Более подробную разработку проекта, включая ТЭО, ведет компания "Элкел Инвест", которая специализируется на разработке бизнес-планов. Приглашаем к сотрудничеству все заинтересованные стороны.
Улукман Мамытов, 27 мая 2020 г.