Home /

Почему для государства важны крупные предприятия

Почему американский бизнес стремится к слияниям и поглощениям, то есть к концентрации? Почему после войны японские компании стремились снова объединиться, несмотря на то, что американские оккупационные власти их разделили? Почему Германия смогла догнать и перегнать ушедшую вперед Великобританию всего за 20-30 лет при помощи своих крупных промышленных предприятий и их объединений? И почему южнокорейский диктатор Пак Чон Хи для того, чтобы развить экономику Южную Кореи искусственно создавал крупные предприятия?

 

Ответ простой - потому что именно крупные предприятия обладают достаточной силой, чтобы конкурировать в мировой торговле с глобальными транснациональными корпорациями. Только крупные конкурентоспособные предприятия могут успешно продавать свои товары на внешнем рынке и зарабатывать больше экспортной выручки для страны, пополняя ее бюджет иностранной валютой, на которую страна может покупать зарубежные технологии. 

Малый и средний бизнес тоже очень нужны, потому что создают рабочие места, особенно в регионах. МСБ, главным образом, заняты в малом производстве и секторе услуг. Однако, важно понять, что если стране нужно больше заработать на внешнем экспортном рынке, то нужны большие страновые компании, сравнимые с международными транснациональными корпорациями. 

Но почему именно большие? Разве малые и средние компании не могут успешно конкурировать? Оказывается нет, по крайней мере недолго. У больших предприятий есть несколько преимуществ, которые и являются ключевым залогом их конкурентных преимуществ. 

Первое преимущество - большое предприятие использует экономию за счет масштабов. В начале 20 века Генри Форд произвел революцию в автомобильной индустрии, когда внедрил на своем автосборочном заводе конвейерную линию, в результате чего время сборки его автомобиля Model T сократилась с 12 часов всего до полутора часов. Теперь завод мог производить в десяток раз больше автомобилей, себестоимость производства упала, и соответственно упала цена автомобиля. Теперь автомобиль Ford могли купить гораздо больше американцев, и продажи компании увеличились в разы, позволив ей стать лидером автомобильной промышленности США в 1920-х годах. То есть масштабное производство позволяет существенно сократить себестоимость одной единицы продукции - это и есть "экономия за счет масштабов". Здесь же можно отметить и "экономию за счет охвата" - стратегию, которую применил General Motors. Компания стала производить разные модели автомобилей, используя одни и те же ресурсы. То есть, вместо того, чтобы покупать два станка для производства двух разных моделей автомобиля, General Motors стал, условно говоря, выпускать их на одном и том же оборудовании поочередно. Соответственно, чем лучшее оборудование может себе позволить производитель и чем больше он может выпускать продукции, тем более он конкурентоспособен по цене и по качеству. В этом и состоит преимущество крупных компаний по сравнению с мелкими, которые не могут себе позволить такие же большие масштабы.

Второе преимущество - это лучшие кадры. Как говорится, кадры решают все. Успешность любой деятельности зависит от того, кто и как ее реализует, какие управленцы стоят во главе предприятия, какие решения они принимают и как справляются с проблемами. Помимо управленцев многое, конечно же, зависит и от команды - от ключевых специалистов до рядовых работников. А большие компании, обладающие большими ресурсами, могут себе позволить нанять лучшие кадры, предлагая им не только хорошую оплату, но самое главное - интересную работу в престижной крупной компании. Кстати, это и является ответом на вопрос - почему государственные предприятия часто малоэффективны. Надо просто создать им хорошие условия как в Сингапуре и сделать эту работу очень престижной и важной, как, вообще, во многих Восточно-Азиатских странах.

Третьим преимуществом, которое часто недооценивают, является возможность вкладывать, то есть инвестировать, в перспективные направления и проекты. Только большие компании, обладающие большими ресурсами, могут инвестировать в новые разработки, в том числе научно-исследовательские. Японские торговые компании, называемые Sogo Shosha, после того, как накопили огромные денежные резервы за счет экспорта своей высокотехнологичной продукции в США и Европу, в 1970-х, 80-х и 90-х годах стали активно искать перспективные направления и проекты, куда можно вложить свои деньги, чтобы не просто заработать, а еще больше усилить позиции компании. С этого и начался бум, так называемого, проектного финансирования в мире, когда международные корпорации стали инвестировать в крупные зарубежные инфраструктурные проекты: вкладывать в разработку новых месторождений полезных ископаемых, в строительство крупных заводов и энергетических станций, в инфраструктурное строительство. Многие организации международного сотрудничества, такие как немецкая GIZ или японская JICA, как раз и являются правительственными агентствами, которые ищут за рубежом перспективные проекты, куда могут вкладывать деньги их страновые ведущие корпорации, в которых могут участвовать их инженерные и строительные компании. 

Ну и, наверное главное преимущество, о котором мало вспоминают - это организация, оптимальная организация всей цепочки поставок от сырья, через процессы производства и дистрибуции, к конечному потребителю. Какой смысл делать низкую себестоимость продукции, если до конечного потребителя товар проходит несколько посреднических рук и существенно увеличивается в цене. Преимуществом крупных корпораций как раз и является то, что они минимизируют количество посредников и позитивно влияют на конечные цены своей продукции, используя так называемую рыночную власть поставщика из концепции о Пяти силах Портера. Если только это не японский конгломерат кейрецу, то только крупные вертикально интегрированные компании могут правильно организовать и оптимизировать всю цепочку поставок от сырья, через процессы производства и дистрибуции, до конечного потребителя. Именно это особо подчеркивал в своих исследованиях известный историк большого бизнеса Альфред Чандлер. 

Таким образом, если государство действительно хочет стабильно развивать свою производственную экономику, если хочет больше зарабатывать на экспорте своей продукции, если хочет стать серьезным экономическим игроком на международном или региональном рынке, то должно взращивать свои крупные корпорации, как это делали сначала Голландия, Британия и США, а затем догоняя их, Германия, Япония, Южная Корея, Тайвань и Китай. А большие компании, если преследуют страновые интересы, то могут стать хорошими локомотивами своих национальных экономик, вытягивая наверх также и свой малый бизнес, давая им работу, как это хорошо отработали у себя японские крупные компании.

 

Улукман Мамытов, 16 апреля 2020 г.

 

Похожие статьи