Home /

«Тектонический сдвиг»: чего многие не видят в событиях на Украине

Наверное, для многих внезапная спецоперация Вооруженных сил России на Украине 24 февраля была неожиданной. Действительно, до этого официальная Москва открыто не вмешивалась в конфликт на Донбассе, даже несмотря на то, что украинские власти постоянно вели откровенную антироссийскую риторику, официально декларируя, что Россия является главным врагом Украины. Однако, если внимательнее проанализировать ситуацию и принять во внимание кое-какие дополнительные сведения, то становится очевидно, что президент Путин не просто вовремя начал свою спецоперацию, а возможно углядел то, чего многие пока еще не видят. И своей спецоперацией Путин начал резко ускорять процесс изменения мирового порядка.

Так что же это за дополнительные сведения?

Как известно, события на Майдане в Киеве в 2014 году, в результате которых был свергнут президент Янукович, произошли как раз во время зимней Олимпиады в Сочи. Стоит отметить, что до этих событий отношения между Россией и Западом были вполне нормальными – тогда Россия вложила несколько десятков миллиардов долларов в эту Олимпиаду, с надеждой на то, что средства окупятся от проводимых различных больших международных мероприятий с участием гостей, в том числе и из США и Европы. Однако эффект был испорчен, так как Запад открыто поддержал Майдан, в то время как Россия выступила за сохранение законной власти Януковича.

Майдан, где помощник госсекретаря США Нуланд раздавала печенье протестующим, показал Путину, что Запад, и в первую очередь США, никак не отказываются от своей конфронтационной политики в отношении России. Дальнейшие события только подтверждали это: постоянные экономические санкции, стремление продвинуть НАТО еще дальше на восток, давление на Москву даже через олимпийские организации. Все это вместе дало Путину четкое понимание, что большой конфликт с Западом неизбежен, что США стремятся в своей политике ослабить и добить Россию, сменив руководство страны на лояльное Западу.

В то же время, Кремль не был готов к открытому противостоянию с коллективным Западом, к открытой войне с США, чья военная сила все еще была превосходящей. Экономика России была все еще очень слабой, а Обама даже назвал ее «разорванной в клочья». Кроме того, необходимо было помнить и о Китае. От большого конфликта России с Западом, несомненно, выигрывал именно Китай, который «подобно мудрой обезьяне сидел на дереве и наблюдал, как внизу дерутся тигр и дракон». Вторая мировая война показала, что в конечном счете сильно выигрывает та страна, которая долго воздерживается от вступления в конфликт и ждет, когда обессилят воюющие державы, чтобы вступить на завершающей стадии войны и забрать себе все успехи. Россия и Китай, чьи стратегические противоречия с США тоже начали накаляться, вступили в некое соревнование, кто их них как «мудрая обезьяна» дольше вытянет и не вступит в открытый изнурительный конфликт с США, чтобы стать тем самым третьим победителем. 

Итак, Москва, несмотря на все давление Запада, не хотела открытых военных действий на Украине, которые, безусловно, затянули бы ее в такой изнурительный долгий конфликт, которого и надо было избежать. Наоборот, Путин четко осознавал, что военная операция в Сирии постепенно усиливает армию России, в то время как Запад начал ослабевать, что в результате санкций Россия постепенно улучшает свою экономику, достигнув заметных успехов во многих импортозамещающих отраслях, например сельскохозяйственной. Кремль начал постепенно, но уверенно усиливаться, в то время как коллективный Запад начал так же постепенно ослабевать, все глубже утопая в своих экономических проблемах. Путин понимал, что именно Западу, и в первую очередь США, срочно нужен был большой конфликт, на который можно было бы списать свои внутренние экономические и нарастающие социальные проблемы. В этом контексте, кстати, подозрительно, что очень своевременно появился коронавирус – на него тоже было списано много экономических проблем...

Однако, для Запада тенденция постепенного усиления России несла угрозу, поэтому пришлось активизировать Украину, чтобы создать из нее очаг сильной напряженности под боком у России. И Путин внезапно поддался, все-таки начав военную операцию, которая была так нужна американцам.

Что произошло, почему? Ведь ему это было не нужно!?

Объективный анализ событий вокруг Украины позволяет выделить три фактора, которые, возможно, сыграли роль критической угрозы, требующей немедленного вмешательства России. Первое, накануне Зеленский публично объявил, что Украина возвращает себе право иметь ядерное оружие, причем ни для кого уже не было секретом против кого. И такое заявление вполне могло означать, что Украина тайно подготовилась и кое-что даже уже имеет, например «грязную» бомбу. В этом случае угроза для российских городов была самая настоящая, необходимо было срочное вмешательство. Второе, так же уже не секрет, что по всей Украине уже несколько лет функционируют некие закрытые американские биолаборатории, что, конечно же, вызывает недобрые подозрения, учитывая резко антироссийскую риторику как самой Украины, так и США. Возможно, кое-какая информация все-таки дошла до российских спецслужб, что также могло вызвать немедленную реакцию. И, наконец, третье, Вооруженные силы Украины скопили огромную ударную силу на Донбассе и, по некоторым данным, планировали начать крупномасштабное наступление на ЛДНР 25 февраля. Получается, что своим решением о спецоперации Путин опередил ВСУ всего на один день и предотвратил гибель тысяч человек на Донбассе, в том числе и граждан России.

Итак, Кремлю пришлось начать открытый конфликт, последовали санкции Запада, и это было вполне ожидаемо. Выходит, что Путин не выдержал и все-таки попал в западню, которую так старательно избегал все восемь лет с начала Майдана. Он сделал то, что так было нужно элитам Украины, Европы и США, которым было необходимо срочно списывать свои экономические проблемы. Он сделал то, что было выгодно и Китаю, который теперь как та самая «мудрая обезьяна» могла бы спокойно выжидать, чем закончится противостояние двух других мировых гигантов.

Решение Путина кажется большой ошибкой – ошибкой, способной практически разрушить Россию. Если бы не одно обстоятельство.

Очевидно, учитывая особенности Путина как опытного политика, что такое судьбоносное решение он и его команда не могли принять без всестороннего анализа последствий и планирования вариантов дальнейшего развития событий. И вот здесь должно быть и было проанализировано то, чего многие пока не видят в дальнейших событиях.

Дело в том, что нынешняя экономическая парадигма играет против России. Россия постоянно проигрывает Западу при нынешней экономической модели – как бы она не развивала свою экономику, эффект от этого для страны небольшой. Сырьевой характер экономики все еще превалирует, вырученные деньги от экспорта углеводородов не используются на пользу стране в полной мере и даже утекают за границу, да и сам рубль все время трясут международные финансовые спекулянты. Как бы Россия не усиливалась в военно-геополитическом отношении, у себя в тылу она проигрывает Западу в финансово-экономическом отношении, оставаясь заложником мировой долларовой системы и нынешней либеральной экономической парадигмы. И пока эта парадигма доминирует в России и во всем мире Запад победить невозможно.

Выходит, России, которая и так в санкционном кризисе, нужен шок, чтобы начать кардинально перестраивать свою экономическую модель – нужен некий «Сталинград», чтобы хуже уже было некуда, чтобы народ разозлился и «погнал врага», чтобы «петух клюнул»...

Стоит отметить, что Путин не просто так ждал восемь лет, несмотря на резко антироссийскую политику Украины. Постепенно усиливаясь, Россия ждала, когда Запад ослабеет сам по себе, а еще лучше, когда лопнет чрезвычайно раздувшийся, как, уже не скрывая, отмечают множество мировых аналитиков, финансовый пузырь на американском фондовом рынке. Скорее всего, Путин ждал, что США и весь Запад можно победить без горячего конфликта, чисто в азиатской манере выждав, когда враг умрет сам. Однако этого все не случалось – Запад начал заливать свой кризис триллионами новых денег, оттягивая падение (которое может стать последним для нынешнего доминирования Запада). И, во избежание тяжелых экономических последствий для страны ждать дальше может и имело смысл, если бы не еще одно обстоятельство – Китай.

Дело в том, что Китай так же как и Запад находится в довольно сложном предкризисном состоянии. Недавние новости о компании Evergrand, которая угрозой своего банкротства может потянуть за собой весь сектор недвижимости Китая, а затем и всю экономику, лишь подтверждает это. Сегодня в сети интернет уже можно найти немало аналитических статей об этом предкризисном состоянии китайской экономики. И это, кстати, одна из главных причин, почему, опять же, по мнению некоторых аналитиков, Китай должен уже в ближайшем будущем присоединить к себе Тайвань. Эта цель официальным Пекином уже давно не скрывается, хотя способ присоединения называется «желательно» невоенным. Тайваньская операция уже висит в воздухе, и, понимая это, американские военные и политики стали все чаще высказываться на этот счет, предостерегая Пекин от агрессивных действий в отношении Тайбэя (столицы Тайваня). Тем не менее, представляется, что решимость Си Цзиньпина непоколебима и вопрос только в том, в какие именно даты в ближайшем будущем это произойдет. Здесь играет также и фактор того, что США не в состоянии воевать на два фронта – против России на Украине и против Китая на Тайване. Возможно, недавний визит Путина на Олимпиаду в Пекин как раз и включал подобные договоренности Москвы и Пекина.

Однако, операция Пекина по присоединению Тайваня не отменяет угрозы большого кризиса в Китае, она лишь смягчает политические последствия кризиса для власти Си Цзиньпина. Кризис в Китае действительно назревает, и он действительно должен быть очень серьезным.

Китайский кризис способен не просто нанести большой урон экономике Поднебесной, во многом парализовав ее и обрывая глобальные цепочки поставок китайской продукции за рубеж. Этот кризис, как показала недавняя пандемия, непременно ударит и по Западу, вполне возможно став триггером схлопывания того самого американского финансового пузыря, который должен погрузить США и всю экономику Запада в глубочайший кризис, сравнимый по масштабам с Великой депрессией 1930-х годов. Экономика Китая хоть и пострадает, пусть даже потеряв до половины своей мощи, тем не менее, сможет более-менее быстро восстановиться – производственные мощности, финансовая политика на основе внутренних инвестиций и управленческий опыт государства безусловно в этом помогут. Но экономика США и Европы с таким кризисом едва ли справятся, учитывая глубокие системные проблемы их экономик, огромные государственные долги, а главное – неспособность решать подобные проблемы иными способами кроме как «печатанием» денег, что уже не дает положительного эффекта.

Таким образом, тот самый шок, который может вывести Россию на путь смены экономической парадигмы, столько лет наносящей вред экономике страны, будет исходить из Китая, причем это должно случиться непременно и в ближайшее время. Это означает, что большой мировой финансово-экономико-социальный кризис неизбежен, и Россия своей спецоперацией начала к этому заранее готовиться, спровоцировав коллективный Запад обострить ситуацию, тем самым усложнив себе же экономическое положение. Ведь уже не секрет, что своими санкциями США и Европа наносят себе не меньший вред, чем России (пока больше вред Европе, но стратегически и самим США), так как их бизнес сильно пострадает, потеряв богатый российский рынок сбыта и сырья. Но главное, Запад сам себе создал огромные проблемы с поставками российских энергоресурсов (нефти и газа), минеральных удобрений, зерна и редкоземельных элементов, чьи цены резко взлетели вверх, обострив и без того сложное положение Западных экономик. Совсем скоро это должно вызвать ускорение инфляционных процессов, а кризис в Китае может вообще полностью обрушить всю экономику Запада.

И вот учитывая эти дополнительные обстоятельства, решительные шаги Кремля по развертыванию своей военной спецоперации на Украине уже выглядят по-другому.

Путин, судя по всему, прекрасно понял и просчитал, к чему приведут события в Китае, что кризис в России все равно неотвратим, и что военную операцию на Украине все равно надо осуществлять. И Путин просто взял инициативу в свои руки, перехватив ее у Запада и начав сам направлять события туда, куда это выгодно России. Большой кризис неизбежен, однако надо было сделать так, чтобы минусы превратились в плюсы. Надо было ускорить экономический шок и подчинить его стратегическим задачам смены экономической парадигмы в России, для чего и было объявлено о переходе к мобилизационной экономике. Весь мир еще не знает, что скоро погрузится в глобальный кризис, а Москва уже начала готовиться и переводить свою экономику на новые рельсы.

Что же такое мобилизационная экономика? А мобилизационная экономика – это, прежде всего, ориентация на внутренние ресурсы – внутренние рублевые инвестиции для развития своей технологической экономики, без зависимости от иностранных инвестиций, без влияния доллара и без международных финансовых спекулянтов, раскачивающих рубль. Мобилизационная экономика – это максимальная самодостаточность, учитывая богатые ресурсы России; это переход от сырьевой экономики к промышленной; и это новая индустриализация на новых принципах шестого технологического уклада. И еще это элементы двухконтурной экономики, где свободнорыночная экономика так же присутствует, но остается на нижнем этаже, на верхнем же – государственная экономика с ведущими отраслями и «национальными чемпионами», коими уже являются «Ростех», «Росатом», «РЖД» и некоторые другие. Это новая модель экономики, уже не либерально-глобализационная, а на основе приоритета национальных интересов, интересов долгосрочного научно-технологического развития страны. В то время как на Западе ожидаются серьезный кризис, сравнимый с Великой депрессией 1930-х годов, из которого США вышли только через Вторую мировую войну. Однако, на этот раз подобная большая война уже не может быть такой привлекательной для США и Запада – слишком для них выросли риски быть уничтоженными, поэтому Россия и взяла инициативу в свои руки на Украине.

Это, возможно, и есть тот самый «тектонический сдвиг» Путина, который многие еще не видят за событиями на Украине…

Улукман Мамытов
6 марта 2022 г.

 

Похожие статьи