Home /

Государственники Сингапура: меритократия как основа государственного строительства

Мощное экономическое развитие Сингапура часто ассоциируется с именем Ли Куан Ю – первого премьер-министра страны, который бессменно руководил Сингапуром 31 год. И принципиальной позицией Ли Куан Ю в развитии страны было усиление государственности и ведущая роль государства в организации всей социально-экономической системы Сингапура. То есть он считал, что для того, чтобы построить экономически развитое прогрессивное общество очень важна активная позиция государства. Известны, в частности, такие слова Ли Куан Ю: «Чтобы построить страну, нужно страстно этого хотеть… Если же вы будете просто прибавлять и вычитать, считать дебит с кредитом, то вы не построите страны». И у Ли Куан Ю была эта страсть, он был неудержим в своей идейности построить государство, образ которого уже видел.

 

Ли Куан Ю широко известен в наших странах тем, что смог сделать почти невозможное – побороть коррупцию. Для этого в 1987 году, основываясь на предварительном успешном опыте, он определил 5 основных принципов эффективной антикоррупционной стратегии Сингапура:

  • Необходима хорошая законодательная база;
  • Важно активное сотрудничество всех общественных институтов в борьбе с коррупцией;
  • Крайне важен принципиальный и компетентный состав антикоррупционной службы;
  • Необходима его личная как главы государства политическая воля и поддержка;
  • И главное, очень важно надлежащее общественное мнение и осуждение коррупции и коррупционеров, как врагов общества, препятствующих построению светлого будущего для страны.

Реализация этих пяти принципов позволила действительно быстро и очень эффективно побороть коррупцию в Сингапуре. Коррупция стала очень рискованным занятием для чиновников. Система была выстроена таким образом, что коррупция стала невыгодной, а риски стали слишком высокими. 

Ли Куан Ю ввел в стране очень суровые меры наказания за нарушения государственных устоев и общественного порядка, это можно увидеть и сегодня, в сети интернет довольно много примеров. Ли Куан Ю, вообще, не отличался демократичностью и руководил страной в режиме ручного авторитарного управления. Он говорил: «Меня часто обвиняют в том, что я вмешиваюсь в частную жизнь наших граждан. Да, я вмешиваюсь, и именно поэтому мы достигли всего этого». И многие это хорошо понимали – авторитарный жесткий режим Ли Куан Ю очень помог быстро поставить страну на ноги в годы его правления. В этом он был чем-то схож с диктатором Южной Кореи Пак Чон Хи, который так же суровыми командными методами быстро поставил страну на рельсы устойчивого социально-экономического развития. То есть, главным критерием успешного развития страны, оказывается, является не закон или демократический порядок смены власти, а патриотичность власти и ее компетентность, понимание основ экономики как базы для государственного строительства.

Итак, наказание за коррупцию в Сингапуре стало очень суровым, и риски для авантюрных чиновников очень возросли. Однако, вместе с «кнутом», власти Сингапура позаботились и о «прянике», то есть выстроили такую систему престижа государственной службы, что коррупция стала просто невыгодной, выстроили такую систему, что теперь чиновники сами не хотели рисковать потерять такую хорошо оплачиваемую и престижную работу. 

Сегодня Сингапур стал одним из самых развитых стран не только Азиатского региона, но и всего мира. И главным движущим фактором этого развития стала выстроенная Ли Куан Ю и его соратниками меритократическая система воспитания государственников в Сингапуре. Кадры решают все, и в Сингапуре именно работе с кадрами стало уделяться первостепенное значение, именно человеческий ресурс стал считаться главным активом в этой маленькой пятимиллионной стране, где не было других ресурсов.

Сегодня о меритократии в Сингапуре слышали многие. Но что такое меритократия? Меритократия – это такая система, в которой сложные вопросы управления (а чем сложнее система, тем комплекснее требуется подход в управлении) доверены наиболее способным специально отобранным представителям общества, независимо от их социального происхождения и материального положения. Высокий социальный статус таких управленцев в меритократическом обществе не должен передаваться по наследству, каждое следующее поколение должно достигать всего самостоятельно. Именно это отличает меритократический принцип управления от аристократического, где высокое социальное положение передается по наследству, независимо от того, что полезного сделали потомки своих когда-то прославленных предков. А история показывает, что не всегда потомки дотягивают до уровня своих славных предков, и доверять управление государством потомкам только лишь за их родственные связи довольно рискованно для общества. 

Почему Китай как государство выстоял тысячелетия, даже несмотря на то, что его завоевывали монголы, маньчжуры? Ответ заключается в сложившейся веками сильной меритократической традиции Китая. Если вкратце, то в средневековом Китае сложилась традиция воспитания «мандаринов» – так называли государственников, чиновников, которым доверялось право вести учет всех государственных дел в Китае. Отличительной их чертой был вышитый квадрат спереди, где были изображены звери если чиновник был связан с военными делами, и птицы если чиновник управлял делами мирскими.

Так вот, когда Китай кто-то завоевывал, то завоеватели быстро начинали понимать, что им самим выгодно поддерживать устоявшийся порядок с управляющими мандаринами, так как только эти чиновники хорошо знали учет всего хозяйства в стране и способствовали сбору налогов и различных податей, что было всегда очень важно для завоевателей. И каждый чиновник-мандарин должен был в течение своей жизни подобрать и воспитать себе на смену достойных учеников, для которых главными принципами должны были стать преданность своему делу, долг и ответственность. То есть подбирались только честные, патриотичные и принципиальные молодые люди, для которых главным было служение и долг перед государством, и никакого авантюризма в характере, чтобы не гнался за богатством. Научить неумных, но честных всем премудростям государственного управления было гораздо легче, чем перевоспитывать умных, но нечестных. 

Этот меритократический принцип и переняли в свое время и Корея, и Вьетнам, и самурайская Япония, где понятия долга и служения у государственников-самураев были определяющими, и никакие деньги их не могли подкупить. Более того, категория наживы презиралась, торговцы-спекулянты были самой низшей социальной прослойкой общества. Сегодня же этот меритократический принцип воспитания активно используют и доводят до совершенства уже в Сингапуре.

Ли Куан Ю и его команда быстро поняли, что важно выстроить такую систему, где государственники будут считаться элитой общества, новыми мандаринами, на которых и должно держаться государство. Как и в средневековом Китае, именно на государственниках должен был держаться Сингапур, именно государственники – самые способные и самые преданные государству члены общества должны были управлять страной, определять его будущее, направлять страну и контролировать в интересах всего общества, планировать и реализовывать экономические программы на основе своей миссии и учитывая долгосрочные цели развития страны.

Конечно же, материальный достаток всегда являлся очень важным, и власти Сингапура позаботились о том, чтобы государственники получали достойное вознаграждение. Так, в 1994 году парламенту было рекомендовано привязать зарплату чиновников верхнего звена к уровню зарплат должностных лиц в банковской сфере и других схожих по престижу типах частных корпораций. Во-первых, в Сингапуре, как и в самурайской Японии, посчитали, что именно государственники должны олицетворять элиту общества и быть хорошо обеспеченными. А во-вторых, Сингапур принял стратегию предотвращения утечки лучших кадров из государственного в частный сектор, и уровень материального достатка в этом все же играл немаловажную роль. Однако материальный достаток не должен был быть главным, гораздо важнее были нематериальные стимулы, такие социальные условия и льготы, которые были эксклюзивны и, практически, недостижимы даже для богатых бизнесменов. Например, государственная компания Housing & Development Board (Совет по домостроительству и развитию), которая занимается строительством жилья для сингапурцев, позаботилась о том, чтобы лучшее и самое престижное жилье досталось именно государственникам. И такие социальные льготы имеются во многих других основных сферах жизнедеятельности, которые в Сингапуре управляются аналогичными государственными компаниями, называемыми Statutory Boards. 

В этом контексте мотивации государственников стоит отметить еще один немаловажный момент. В 1999 году, так называемый «Комитет Сингапур 21 века» (http://marklsl.tripod.com/Writings/singapore21.htm) определил, что «Успешность [в Сингапуре] должна определяться не деньгами, машинами, домами, кредитными картами и карьерой. А в приоритет необходимо возводить такие категории как характер, самоотверженность, преданность делу, идейность и творчество». 

“As a society, we must widen our definition of success to go beyond the academic and the economic. We must not be seized by the five C’s of cash, car, condominium, credit card and career, that we lose sight of more enduring traits like character, courage, commitment, compassion and creativity”. 

То есть, Сингапур определил для себя несколько другие ориентиры, чем это принято в окружающем либерализованном мире, где главными являются деньги и потребление. Сингапур поставил для себя задачу воспитать нового человека, духовного, а не материального, ответственного, а не «свободного» - от всех забот об обществе.

Для взращивания государственников в Сингапуре выстроена комплексная и многоступенчатая система отбора и воспитания кадров. Сингапур – многонациональная страна, состоящая из этнических китайцев, индийцев и малайцев. И власти страны стремятся построить монолитное общество, объединенное общими интересами не на этнической основе, а на основе единой государственности, на основе патриотизма и преданности Сингапуру как общему дому. И помимо средних школ, важнейшую роль в этом играет армия страны, в которой действует обязательная воинская служба, даже несмотря на то, что страна ни с кем не воюет, как например Израиль или Южная Корея. И, кстати, Израиль и сыграл в свое время важную роль в организации армии Сингапура, консультируя и подготавливая ее структуру и первоначальный состав.

Армия Сингапура, а точнее Национальная Служба, частью которой и являются вооруженные силы страны, играет важнейшую роль в воспитании государственников. Именно здесь, в Национальной Службе страны происходит обязательная общая подготовка молодого поколения в духе патриотизма. Новобранцев не только учат бегать, прыгать, стрелять и управлять современными видами техники и оборудования, но и, наверное самое главное, знакомят их с основами государственного строительства и ведения общественного хозяйства, то есть обучают основам экономики. И в процессе обучения и службы отбираются наиболее способные и благонадежные, которых затем и рекомендуют на дальнейшую государственную службу.

Кому интересен такой опыт – Национальная Служба и Армия Сингапура присутствуют в сети интернет и очень активно пропагандируют все преимущества службы, подготавливая новобранцев к необходимости, важности и престижности такой службы. В сети можно найти их сайты и страницы в социальных сетях.

После прохождения обязательной службы отобранных будущих государственников начинают серьезно готовить. За них берутся соответствующие государственные ведомства и, в первую очередь, направляют на обучение в лучшие и престижные университеты, как самого Сингапура, так и оплачивая стипендии в лучших мировых университетах. И даже хотя формально такие выпускники при государственной поддержке своего обучения обязуются отработать на государство не менее 6 лет, все и так рады, наконец-то, стать частью государственной службы Сингапура, которая обещает столько разных привилегий. И все стремятся, в конце концов, попасть в самую заветную группу из 270 административных чиновников самого верхнего эшелона, куда попадают только самые лучшие государственники из более, чем 60000 служащих. Только члены этой наиболее привилегированной группы из 270 могут занимать самые ключевые и ответственные должности в стране, как в различных министерствах, так и в самых важных государственных корпорациях, которые заняты в ключевых отраслях экономики – в научно-технологической сфере, производстве, транспорте, инфраструктурном строительстве и в финансовой сфере. 

В этой связи важно отметить, что государственные корпорации Сингапура часто играют важнейшую роль в развитии экономики страны. Например, одна из самых значимых госкорпораций – Economic Development Board (Совет по экономическому развитию) – взаимодействует с различными министерствами в вопросах исполнения и корректировки важных экономических программ, так как именно эта госкорпорация непосредственно исполняет многие экономические программы. В частности, Совет по экономическому развитию анализирует и дает рекомендации Министерству человеческих ресурсов Сингапура (Ministry of Manpower) по государственному заказу на определенные профессии, которые могут быть востребованы в ближайшем будущем. То есть эта госкорпорация, играя роль своеобразного аналитического мозгового центра по вопросам экономического развития, ориентирует государство, в каком направлении необходимо развиваться, чему учить и к чему готовить государственников.

Вообще, государственная политика Сингапура четко определила, что система образования должна ориентироваться на потребности экономики страны. 150 лет назад именно подобная государственная стратегия и стала причиной мощного экономического научно-технологического развития Германии. Затем, полвека назад эту политику взяла на вооружение и послевоенная Япония, что позволило ей стать второй мощной экономической державой после США, как раз до того момента, как такую же политику не стал полномасштабно использовать и Китай. Сингапур тоже безошибочно идет в этом направлении, уделяя первостепенное внимание системе научно-технологического образования, которое будет определять конкурентоспособность экономики страны в XXI веке. И главную в этом роль играет государственное планирование, играют государственники Сингапура – компетентные и преданные своему делу чиновники.

* * *

огда в 1978 году Сингапур посетил отец современного китайского экономического чуда Ден Сяопин, то был очень впечатлен образом будущего, которое строил Сингапур. По возвращению в Китай Ден Сяопин немедленно снарядил делегацию из 400 важнейших губернаторов и мэров городов страны, членов партии, а также ключевых экспертов, которые должны были непосредственно увидеть и понять систему государственного строительства Сингапура для того, чтобы применить это и в Китае. И успехи Китая в государственном строительстве сегодня всем известны.

 

Улукман Мамытов, 24 апреля 2020 г.

 

Использованная литература:

  • Josey, A. Singapore: It's Past, Present, and Future. London, 1980.
  • Yergin, D., Stanislaw, J. The Commanding Heights: The Battle for the World Economy. New York, 1998.
  • Quah, J. Public Administration Singapore-Style. Emerald Group Publishing, 2010.
  • Guo, Y., Woo, J. Singapore and Switzerland: Secrets to Small State Success. World Scientific, 2016.
  • Kristof, N. China Sees Singapore as a Model for Progress. Газета «The New York Times», 9 августа 1992 г.
  • Газета «Strait Times», 18 августа 1986 г.
  • Singapore 21 Committee, 1999, с. 11.
  • Журнал "Pioneer" - https://www.mindef.gov.sg/web/portal/pioneer/home/about-us 

 

Похожие статьи