Home /
Почему Путин смягчил условия Европе
По сути, особых изменений как бы и не произошло – покупатель как приходил за товаром с валютой, так и будет приходить, внося евро на свой первый валютный счет в Газпромбанке. И очень многие в Европе даже облегченно вздохнули, что условия все-таки не ужесточаются, а в России наоборот – разочаровались, говоря о том, что Путин сдал назад, не добивая Европу как об этом громко до этого объявлялось.
Что же произошло на самом деле? Почему условия для европейских покупателей газа действительно как бы особо и не изменились? Они так же смогут покупать газ, по сути, за свои евро.
Такому можно сказать компромиссу есть несколько объяснений. Очевидно, что все это неспроста, и командой Путина была проведена определенная аналитическая работа.
Во-первых, Путин действительно не стал слишком все усложнять Европе, хотя имел такую возможность, как я уже писал в своей предыдущей статье, потому что Европа нужна России «живой». Эмоционально, наверное, многие в России хотели суровых ответных контрсанкций в отношении Европы, и газовое ужесточение выглядело как раз для этого подходящим. Однако, что бы это дало России в перспективе? Скорее всего, с усилением экономического и социального кризиса большая часть европейцев сильно бы озлобилась, и начали бы еще больше усиливаться антироссийские агрессивные настроения подобно Германии 1930-х годов. При этом на самом деле главным противником России в этом противостоянии является не Европа, а США.
Анализ перспектив ослабления Европы показывает, что на этом огромную выгоду извлекают именно американцы. Ослабление Европы и усиление там кризиса означают, что европейский капитал непременно побежит в США, подпитывая американскую экономику, где так же усиливается кризис (рекордный рост инфляции). Прекращение поставок российского газа в Европу опять же увеличит приток американского сжиженного газа, - а зачем это прагматичному Путину? В общем, при комплексном рассмотрении выясняется, что краткосрочная победа России над Европой с газовым ужесточением дает огромный выигрыш Америке, которая усилившись, будет и дальше бить по России. Поэтому добивать Европу Путину не выгодно.
В конце концов, есть многие другие скрытые факторы, о которых широкой публике не известно, например некоторые переговоры Шольца и Макрона с Путиным, которые наверняка выторговывали себе какие-то условия в обмен на что-то немаловажное и для России. Или, например, то, что Папа Римский публично объявил о покупке Ватиканом рублей для оплаты газа, что может символизировать готовность европейских «старых» элит пойти на компромисс с Россией…
Во-вторых, все опять же забывают про надвигающийся глобальный кризис. То, что было до этого – лишь «цветочки». Настоящий кризис наступит со «схлопыванием пузырей» на биржах Китая и США, когда начнет сыпаться глобальная финансовая система. Это очень серьезная угроза и к ней надо подготовиться пока есть время, нужна подушка безопасности, а для этого пусть европейцы продолжают скупать газ и платить России деньги, за которые можно скупить золото и другие ресурсы – тут как раз и закон о параллельном импорте подоспел.
Ну а в-третьих, все-таки Путин этим шагом добился огромного выигрыша, который не сразу заметен. Дело в том, что Россия таким образом мощно усиливает как свою государственную валютную монополию, так и постепенно свое влияние на глобальное газовое ценообразование.
Для получения рублей европейцы теперь должны будут нести свою валюту в специальный государственный банк – Газпромбанк, который отныне почти эксклюзивно сможет определять как обменный курс, так и существенно влиять на цену покупки газа. Раньше для покупки рублей за газ европейцы могли его скупать бесконтрольно в разных местах, а теперь только в одном эксклюзивном месте – российском государственном банке. То есть раньше мог существовать риск, что крупнейшие мировые финансовые спекулянты, управляющие триллионами долларов (Blackrock, Vanguard и т.д.) могли разом скупать и продавать огромные объемы рублей, таким образом раскачивая курс, теперь же на эти процессы будет существенно влиять Газпромбанк, минимизируя риски.
Это будет мощнейшее усиление Газпромбанка, а вместе с ним и государственного контроля над перетоками капитала и курсом валют.
От себя дополнительно отмечу, что подобную логику контроля над курсом валюты я уже несколько лет предлагаю на разных уровнях – от министерств и выше, правда с использованием иной модели, однако она так и не была воспринята должным образом.
Таким образом, возвращаясь к российскому газу и рублям, вчерашний указ Путина снова позволяет предполагать, что сделан еще один важный шаг по усилению влияния России на глобальном финансово-экономическом поле. И что немаловажно, это полностью соответствует новой экономической мобилизационной политике, которая должна сыграть определяющую роль в грядущем переустройстве как и сотню лет назад.
Улукман Мамытов
1 апреля 2022 г.